26 февраля 2024 года 23:57 | последнее обновление произошло в 23:15 (МСК)

Что за многоугольники нашли на Марсе?

10.12.2023 08:32   технологии наука

На поверхности Марса китайские ученые обнаружили многоугольники непонятного происхождения. По их словам, открытие было сделано на глубине 35 метров с помощью марсохода «Чжужун», который работал на Марсе в 2021-2022 годах.
Что за марсоход «Чжужун»?
Марсоход высадился на Равнине Утопия 14 мая 2021 года. Работы он проводил до 20 мая 2022 года, а после с ним связь прервалась. За это время марсоход проехал около 2 км по дну Равнины — это, кстати, самый большой во всей Солнечной системе ударный кратер (диаметр свыше 3 тысяч км). Здесь тонкая кора и мантия близка к поверхности.
«Чжужун» изучал структуру коры, измерял климатические параметры и в итоге передал 940 гигабайт разнообразных данных.
Какое открытие сделали китайские ученые на Марсе?
Они пришли к выводу, что грунтовые воды под Равниной Утопия сохраняли активность до амазонийского (новейшего) периода геологической истории Красной планеты. Этот период раньше считали холодным и сухим. Но оказалось, что в осадочных отложениях образовались минералы, а для них нужна соленая вода.
Исследователи думают, что минералы сформировались в период активности вулканов. Тогда горячая магма поднималась к поверхности, растопила подземный лед и насытила получившийся раствор солями.
Три миллиарда лет назад эпоха жидкой воды на Марсе закончилась, но ученые не исключают, что на глубине до сих пор остаются высокоминерализованные растворы.
А недавно стало известно о том, что на глубине в 35 метров обнаружены клиновидные полигональные структуры. Из размер составляет до нескольких десятков метров в поперечнике. Марсоход зафиксировал 16 таких многоугольников, что предполагает их широкое распространение под всей Равниной Утопия.
Такие структуры могли образоваться в конце «влажной» эпохи. Это были поверхностные формы рельефа, которые опустились на глубину в результате более поздних геологических процессов.
Ученые думают, что вода ушла из кратера, глиняный осадок на дне высох и потрескался. В трещины попала влага в результате подъема грунтовых вод. При замерзании вода и почва, заполнявшие трещины, работали как клинья. В итоге образовался мелкобугристый рельеф.
3,2-2,9 млрд лет назад погодные условия на поверхности Марса резко изменились: стало сухо и холодно. Исследователи считают, что произошел климатический переворот.
Такие структуры рельефа распространены на Земле, там где многолетняя мерзлота.
Они также связаны с сезонными циклами замерзания — оттаивания.
Источник:
ria.ru