1 декабря 2022 года 06:18 | последнее обновление произошло в 06:01 (МСК)

Что за зомби-вирусы из сибирской мерзлоты реанимировали учёные?

25.11.2022 09:39   технологии наука

Международная группа исследователей обнаружила в вечной мерзлоте несколько вирусов, возраст которых насчитывает десятки тысяч лет. Вирусы удалось «воскресить» в лабораторных условиях и расшифровать их геном.
В состав команды входили французские, немецкие и российские учёные. Всего было взято семь образцов мерзлоты в разных районах Сибири — возле рек Лена и Яна, в Якутской области и на Камчатке. «Два образца были взяты из тканей мамонта и земли с шерстью мамонта с острова Большой Ляховский (Новосибирские острова) и с Усть-Янской стоянки в низовьях реки Яны. Два образца вирусов были взяты из содержимого кишечника древнего волка», — рассказал RTVI один из участников исследования, ведущий научный сотрудник Зоологического института РАН Алексей Тихонов.
Затем специалисты из французского Университета Экс-Марсель выделили из этих образцов и изучили в лаборатории 13 вирусов. Оказалось, что они принадлежат к пяти различным родам вирусов, поражающих амёб. Четыре из них ранее в мерзлоте не находили, а один штамм питовируса (Pithoviridae) учёным до этого вообще не был известен.
Возраст реанимированных вирусов определён как 27-48,5 тысяч лет, что является мировым рекордом. Отмечается, что в лабораторных условиях они стали вирулентными, то есть заразными. Исследователи называют их «зомби-вирусами». По их словам, потепление климата способствует высвобождению из зон вечной мерзлоты опасных и неизвестных науке патогенов, против которых у людей может не оказаться иммунитета.
«Никаких дополнительных сообщений о "живых” вирусах, обнаруженных в вечной мерзлоте, не публиковалось после двух оригинальных исследований, описывающих питовирус (найден в 2014 году) и молливирус (найден в 2015 году), — сообщают учёные в своей статье, подготовленной к публикации. — Из этого возникает ошибочное предположение, что такие случаи редки и что "зомби-вирусы” не представляют угрозы для общественного здравоохранения. Чтобы приблизить оценку к реальности, мы сообщаем о предварительных характеристиках 13 новых вирусов, выделенных из семи различных образцов сибирской вечной мерзлоты».
Несут ли эти вирусы угрозу людям? «Подобные научные исследования проводятся уже более десять лет. За прошедшие годы из проб грунта и льда в районах вечной мерзлоты были выявлены вирусы семейства Pandoraviridae, а также семейств Mimiviridae и Pithoviridae. Эти вирусы поражают амёб и являются самыми крупными среди всех вирусов. Но они не поражают человека, — объяснил aif.ru академик, заведующий лабораторией биотехнологии и вирусологии факультета естественных наук Новосибирского государственного университета, доктор биологических наук Сергей Нетёсов. — Но изучать такие пробы из вечной мерзлоты, конечно, надо, чтобы превентивно иметь информацию о том, какими были древние вирусы и бактерии, и разрабатывать необходимые лекарства и вакцины для противодействия этим патогенам».
Ранее биологи из Оттавского университета (Канада) провели исследование образцов почвы и отложений из крупнейшего пресноводного озера, расположенного за Полярным кругом. Их анализ показал, что риск распространения новых вирусов повышается при таянии ледников. Таким образом, Арктика, которая нагревается быстрее, чем остальная часть мира, может стать благодатной почвой для новых пандемий. Один грамм вечной мерзлоты может содержать тысячи спящих вирусов и микробов.