27 ноября 2022 года 02:25 | последнее обновление произошло в 02:11 (МСК)

Зачем охлаждать полюса? Учёные из США предлагают безумный проект

27.09.2022 06:04   технологии наука

Планета нагревается стремительно, и быстрее всего теплеет в Арктике. С 1979 года большая часть Северного Ледовитого океана прогревалась со скоростью 0,75 °C за десятилетие, что почти в четыре раза больше, чем в среднем по миру. Объяснение тут простое: когда морской лёд тает, он уступает место воде, а она поглощает солнечное излучение более интенсивно, поскольку поверхность океана темнее, чем поверхность снега или льда. Аналогичные процессы идут в морях вокруг Антарктиды.
Учёные из Йельского университета предлагают обратить потепление вспять, переохладив полюса Земли. Статья о разработанном ими методе опубликована в журнале Environmental Research Communications.
«Временный лейкопластырь» для Земли
План замораживания полюсов выглядит амбициозным. Согласно ему, нужно распылить на высоте 13 километров мелкие аэрозольные частицы диоксида серы. Если сделать это на параллелях 60° северной и южной широт, роза ветров перенесёт аэрозоли ближе к полюсам, и земная поверхность окажется слегка затемнена. Эта тень позволит притормозить таяние льдов и потепление в Арктике и Антарктике. Авторы статьи уточняют, что их метод позволит охладить полярные регионы на 2 °C.
Осуществлять процедуру предлагается по сезонам — во время полярной весны и в начале лета. Один и тот же парк самолётов мог бы обслуживать оба полушария, перемещаясь туда-сюда со сменой сезонов. Финансовые затраты оцениваются в 11 миллиардов долларов в год, и, по словам исследователей, это «необычайно дёшево» — во всяком случае, дешевле, чем другие методы смягчения последствий изменения климата.
Вместе с тем учёные признают, что их технология имеет ряд спорных моментов. Во-первых, диоксид серы опасен для человеческого организма. В высоких концентрациях он может вызывать тошноту, рвоту, удушье, повреждение дыхательных путей и даже острый отёк лёгких. Во-вторых, самолёты, распыляющие аэрозоль, будут производить собственные выбросы загрязняющих веществ, которые образуются при сгорании топлива. А они ещё больше способствуют парниковому эффекту и глобальному потеплению. Учёные подсчитали, что предложенный ими метод даст результаты, если будут задействованы 125 самолётов и организованы 175 тысяч вылетов в год.
Кроме того, охлаждение полюсов защитит лишь небольшую часть планеты. И понятно, что оно является лишь временной мерой, которая не устранит основные причины глобальных климатических изменений. Это что-то вроде временного лейкопластыря для Земли, говорят исследователи из Йельского университета.
Учёные против Билла Гейтса
Идея применения аэрозолей для приостановки глобального потепления не нова. Её обсуждали ещё несколько десятилетий назад, правда, на уровне теории. А в 2010 году за её реализацию взялся вездесущий Билл Гейтс. Он инициировал проект SCoPEx, разработанный в Гарвардском университете.
По планам Гейтса, нужно отправить на высоту 20 километров воздушный шар с аэрозольным баллоном, в котором содержится порошок из карбоната кальция. На высоте это химическое соединение распылится, а зонд, спускаясь на землю, пролетит сквозь облако частиц и замерит различные характеристики: состав воздуха, параметры рассеивания солнечного света. Отследив показания приборов, учёные узнают, насколько безопасна самая эта идея — распылять в атмосфере карбонат кальция. Это, кстати, обыкновенный мел, который вроде бы безвреден, но есть сомнения: не повлияет ли он на химический состав атмосферы?
Билл Гейтс собирался распылить небольшое количество карбоната кальция, всего лишь около 2 килограмм. Тем не менее общественность в США воспротивилась эксперименту, который был запланирован на 2019 год. Тогда миллиардер обратился к властям Швеции. Политики и экологи дали ему зелёный свет, но тут своё веское слово сказали местные жители, представители коренного народа Лапландии саамы. Они выступили с протестом и потребовали запретить испытания (эксперимент планировался в Заполярье).
Но и этого было мало. В январе нынешнего года против проекта SCoPEx высказалась большая группа климатологов и экспертов в сфере управления. Открытое письмо подписали 46 человек. Обращаясь к ООН, они призвали запретить технологии солнечной геоинженерии, объяснив, что попытки «затемнить» Солнце крайне опасны, а эксперименты в этой области могут привести к непредсказуемым последствиям.
Что же это за последствия? Учёные предупреждают, что при масштабировании технологии может нарушиться режим муссонных дождей в Южной Азии и Западной Африке, обмелеют и пересохнут крупнейшие реки Америки, возрастёт число экстремальных погодных явлений, которые и так стали происходить чаще. Да и сам процесс глобального потепления и дальнейшего подъёма уровня Мирового океана вряд ли остановится.
Возможно, распылённые на высоте 13 километров мелкие аэрозольные частицы, отражая солнечный свет, и вызовут охлаждение полюсов Земли. Но эффект от этой процедуры будет длиться ровно столько, сколько его будут поддерживать. Иначе говоря, запускать самолёты с реагентами придётся безостановочно, в режиме нон-стоп.
Понятно, что такая затея абсолютно неосуществима.