7 июля 2022 года 03:29 | последнее обновление произошло в 14:56 (МСК)

Что за «дверной проём» обнаружили на поверхности Марса?

16.05.2022 16:53   технологии наука

Марсоход Curiosity сделал снимок, на котором отчетливо видно нечто, напоминающее вырубленный в скале прямоугольный вход. Фотография, опубликованная на сайте NASA, вызвала бурное обсуждение в социальных сетях.
Снимок был сделан 7 мая с помощью камеры Mastcam-Z, установленной на борту ровера Curiosity. В кадр попал склон геологической области Фронтон Гринхью на поверхности Красной планеты. Тёмное прямоугольное отверстие с ровными краями настолько похоже на дверной проём, что многие интернет-пользователи не могли не отреагировать на снимок, посчитав, что на нём изображён вход в катакомбы марсиан или портал, ведущий в иные миры.
Эксперт Гарвард-Смитсоновского центра астрофизики Джонатан МакДауэлл выступил с объяснениями, что в обнаруженном объекте нет ничего удивительного. Это всего лишь расщелина в марсианской скале, причём не очень большого размера — примерно 30 на 45 сантиметров. Она могла возникнуть на стыке двух трещин, расположенных под прямым углом — в природе такое бывает. На Красной планете часто случаются марсотрясения, одно из них как раз было зафиксировано в этом районе за три дня до съёмки. В результате сдвига пород, считает эксперт, и могла появиться щель, похожая на дверной проём.
В ходе визуальных наблюдений Луны и планет Солнечной системы исследователи не раз сталкивались со зрительными иллюзиями, напоминающими рукотворные объекты. Это явление носит название парейдолия: человек сам формирует и домысливает иллюзорный образ на основе деталей реального объекта. В результате даже смутный, невразумительный образ может превратиться в нечто отчётливое и определённое — фигуру человека, животного, мифического существа.
Наиболее известная парейдолия — так называемый Марсианский сфинкс, изображение человеческого лица на поверхности этой планеты, в регионе Кидония. Оно было передано на Землю аппаратом «Викинг-1» в 1976 году. На самом деле на снимке изображён выветренный холм, который оказался освещён лучами Солнца под низким углом. Иначе говоря, это просто игра света и тени — на более поздних фотографиях холма никакого лица не видно.
Ранее на Марсе находили изображения каменного цветка и загадочного черпака, на Луне — кролика, а на Меркурии — голову Микки-Мауса.