28 ноября 2021 года 17:45 | последнее обновление произошло в 17:44 (МСК)

Физики МГУ научились управлять размерами микрогелей при помощи света

25.11.2021 13:12   технологии наука

Сотрудники кафедры физики полимеров и кристаллов совместно с коллегами из Германии разработали метод управления состоянием микрогелей, который позволяет обратимо изменять их размер, сообщает пресс-служба МГУ.
Учёные предложили влиять на микрогели при помощи света: под воздействием определённого излучения они смогут увеличиваться или уменьшаться в объёме в несколько раз. Это поможет создать адаптивные датчики или носители для доставки лекарств внутри организма. Научная работа опубликована в журнале Advanced Functional Materials (Q1).
Уточняется, что микрогели можно использовать как маленькие контейнеры для загрузки и выгрузки веществ. Они состоят из сшитых полимерных цепочек и обладают свойством удерживать растворитель, а изменение размеров приводит к поглощению или высвобождению содержимого.
Чтобы микрогели реагировали на свет, их наполняют светочувствительным поверхностно-активным веществом. Когда на это вещество попадает определённое излучение, например, УФ-лучи, начинается процесс изомеризации, то есть изменение пространственного расположения атомов в молекуле. Это меняет характер взаимодействия молекул между собой и со звеньями микрогеля. Из-за этого микрогель получает новые свойства и может менять размер, отметила руководитель научной группы, профессор физического факультета Елена Крамаренко.
Ранее сообщалось, что российская сборная завоевала 10 медалей на Международной олимпиаде по астрономии и астрофизике. В команде, состоящей из представителей разных регионов, шестеро — москвичи. У них пять золотых наград и одно серебро.
Также стало известно, что учёные МГУ выявили способ подавления коронавируса при помощи света. Для этого биофизики с коллегами из ФИЦ ФТМ и ФНКЦ ФМБА России провели ряд экспериментов.