26 мая 2022 года 05:13 | последнее обновление произошло в 04:49 (МСК)
 
 
          18+
 
    

«Безумство» ради Христа. Богатейший человек России раздавал деньги нищим

16.01.2022 00:07   культура история


В новогодние праздники СМИ потчевали нас новос­тью о покупке Р. Абрамовичем за 350 млн долл. самого дорогого в стране частного самолёта. На этом фоне кажется невероятным, что жили когда-то в нашей стране другие, «неправильные» олигархи, которые жертвовали миллионы нуждающимся, а сами передвигались на общественном транспорте.
Таким был золотопромышленник Иннокентий Сибиряков (1860-1901), чьё состояние составляло 10 млн руб. В переводе с царских золотых рублей на нынешние это десятки миллиардов. Он снимал скромную квартиру в Петербурге на улице Гороховой и пользовался услугами городских извозчиков. При этом ежегодно раздавал миллионы нуждающимся — очередь из просителей выстраивалась в его квартиру на километр до Гостиного двора.
Моральная закваска
Иннокентий родился в Иркутске в 1860 г. и был одним из шести детей Михаила Сибирякова, купца 1-й гильдии. Когда Иннокентию было три года, поисковая партия его отца обнаружила в бассейне реки Бодайбо крупное месторождение золота. Здесь же купец расположил резиденцию своей золотодобывающей компании, став основателем города Бодайбо, который и по сей день — крупный золотодобывающий центр России. Большие деньги не вскружили голову предпринимателю. Сибиряков тратил огромные суммы на благотворительность. Построил и содержал в Иркутске дом для инвалидов и одиноких стариков, возводил храмы и часовни, помогал монастырям.
Моральная закваска, которую Иннокентий получил в семье, помогла ему устоять перед искушениями, когда подростком он остался сиротой и переехал в Петербург под крыло старшего брата.
В наследство Иннокентий получил 30 приисков и 800 тыс. руб., которые увеличил до 10 млн руб. При этом он не выжимал все соки из рабочих, а относился к ним с заботой, строил на своих приисках жильё и лазареты, открывал храмы и библиотеки. Выделил дополнительно солидные деньги — 470 тыс. — на пенсии и пособия.
Сибиряков жертвовал огромные суммы на образовательные проекты. С его помощью был построен университет в Томске, ставший первым в Сибири. В 26 лет у Иннокентия было 70 личных стипендиатов, которых он обучал в России и за рубежом. На день­ги миллионера и его сестры Анны функционировали Бестужевские курсы (первое высшее учебное заведение для женщин в России. — Ред.), где преподавали известнейшие учёные своего времени — Дмитрий Менделеев, Иван Сеченов, Александр Бутлеров. В то время Сибиряков делал ставку на прос­вещение, полагая, что это и есть способ изменить мир к лучшему.
Перелом в его сознании происходит после длительного заграничного путешествия. Домой он вернулся разочарованным, сетовал, что в Европе царит дух поклонения золотому тельцу. Тогда же он утверждается в мысли: чтобы изменить мир, надо прежде всего изменить себя. Настольной книгой миллионера становится Евангелие. Он обращается к православию, ездит по монастырям. И совершает, по мнению окружающих, чудачества. Например, дарит лакею 25 тыс. руб. Или, проходя в Петербурге мимо монахини, собирающей жертву для монастыря в Угличе, подаёт серебряный рубль. Увидев её радость, выспрашивает адрес, где она остановилась, и на следующий день приносит ей в саквояже все свои свободные деньги — 147 тыс. руб. Колоссальная сумма вызвала у монахини подозрение, и она отправилась с деньгами в полицейский участок.
Тяжёлая ноша богатства
Этот случай дал повод недоброжелателям Сибирякова обвинить его в сумасшествии, на что Сибиряков отвечал: «Я же не разбойникам деньги даю, а во славу Божию, на устроение монашеской обители». Тем не менее градоначальник Петербурга Виктор фон Валь инициирует расследование, в ходе которого капиталы миллионера арестовывают, а самого его отправляют под домашний арест. Современник Сибирякова историк Михаил Соколовский точно подметил: «Общество не удивлялось, если бы он преподносил жемчуг и бриллианты сомнительным певичкам, если бы он строил себе дворцы... ». Да, в этом случае его бы вряд ли обвинили в сумасшествии.
Сибиряков часто вспоминал евангельского богача, которому сказал Господь Иисус Христос: «Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твоё и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною» (Мф. 19, 21). Иннокентий Михайлович воспринял эти слова как призыв к действию и с поспешностью начал раздавать своё имение, желая сбросить с себя тяжёлую ношу богатства как можно скорее. Очевидец, наблюдавший быт Сибирякова до начала процесса и ареста его капиталов, рассказывал: «Кто только из столичных бедняков не был у него в доме на Гороховой улице, кто не пользовался его денежной помощью, превосходящей всякие ожидания! Дом его обратился в место, куда шли алчущие и жаждущие. Не было человека, которого он выпустил бы без щедрого подаяния. Были люди, которые на моих глазах получали от Сибирякова сотни рублей единовременной помощи... Сколько, например, студентов благодаря Сибирякову окончило в Петербурге своё высшее образование! Сколько бедных девушек, выходивших замуж, получили здесь приданое».
Это было время, когда Сибиряков для себя уже принял решение стать монахом.
Встреча с императором
Организованный против него процесс он воспринял как проверку на прочность и смиренно переносил унизительную процеду­ру психического освидетельствования, уповая на Господа. На итоговом заседании миллионер был признан дееспособным. Ему вернули капиталы, а сумму в 147 тыс., из-за которой разгорелся сыр-бор, закрепили за женским монастырём. Но это решение не удовлетворило гонителей Сибирякова в лице фон Валя, он добился повторной экспертизы, которая вновь признала миллионера вменяемым. Так оправдалось значение имени Иннокентий, что на латыни значит «невинный». Шум, поднятый вокруг Сибирякова (о ходе дела подробно писали газеты), дошёл до императора Александра III. Государь изъявил желание встретиться с миллионером. Иннокентий открыл императору своё намерение принять монашество и был поддержан в стремлении посвятить жизнь Богу. Иноческий постриг Сибиряков принял в 35 лет, спустя два года он был пострижен в мантию с именем Иоанн, а менее чем через год — в великую схиму (высший ангельский чин у монахов) с возвращением ему имени Иннокентий (в честь его небесного покровителя Иннокентия Иркутского). Монашеский путь привёл Сибирякова в русский скит на Афон, где на его сред­ства был построен самый большой на Святой горе храм в честь апостола Андрея Первозванного. В молитвенных трудах и аскезе схимонах Иннокентий прожил на Афоне 4 года, пока не слёг с чахоткой, сгорев за считаные месяцы. Ему был 41 год.
Сибиряков прошёл искушение богатством, явив пример совестливого русского человека, который не смог веселиться на пире жизни, когда вокруг него бедствовали другие. На вопрос, как победить в этом мире зло, он дал себе ответ: «Зло нужно победить прежде всего в самом себе». Этим путём он и пошёл.

aif.ru

 

КОММЕНТАРИИ

 

КУЛЬТУРА

В Керчи появится бронзовый бюст артиста Василия Ланового

25.05.2022 16:02
В церемонии открытии памятника примет участие его вдова.

Умер 22-летний ведущий солист «Кремлевского балета»

25.05.2022 11:12
По сообщению СМИ, причиной смерти стало отравление бытовым газом.

 

Актер Лавроненко рассказал о своем отношении к букве Z на здании театра

25.05.2022 10:19
Артист также высказал мнение по поводу актеров и певцов, которые уехали из России.

Разноликий Тито. С какими загадками была связана жизнь югославского лидера

25.05.2022 00:04
Вождь югославских коммунистов родился 130 лет назад. Но это не точно.

 

Аманат — дело чести. Как сложилась судьба «русского» сына имама Шамиля

25.05.2022 00:03
Реальная история, положенная в основу фильма «Аманат».

Эрмитаж в ближайшее время не будет вывозить экспонаты за границу

24.05.2022 16:27
Об этом на сегодняшней пресс-конференции сообщил гендиректор музея Михаил Пиотровский.

 
    1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 

Книга в тему

«Художественные связи Германии и Санкт-Петербурга в XVIII в.»
Малиновский Константин Владимирович

В процессе интеграции России в европейскую культуру в XVIII веке заметную роль сыграли немецкие архитекторы и мастера, которые после основания Санкт-Петербурга, наряду с другими, способствовали созданию нового европейского облика русской архитектуры и искусства. Подробное рассмотрение биографий и деятельности каждого из них составляет содержание этой книги, первой по данной тематике в истории европейского искусствознания
 

Партнёры

Другие новости