18 февраля 2019 года 11:13 | последнее обновление произошло в 10:49 (МСК)

Новое открытие ученых: нами управляют бактерии

25.06.2018 15:29   технологии наука

Мы привыкли, что у нас есть головной и спинной мозг, но оказывается в нашем организме есть еще и то, что ученые называют мозгом кишечника. И каждый из них нуждается в собственном правильном питании. Любопытно, что эти органы созданы из ткани одинакового типа. Во время развития плода одна часть клеток превращается в центральную нервную систему (ЦНС), а другая, в стенках ЖКТ, — в энтеральную нервную систему (ЭНС). Она настолько сложна, что получила наименование второго мозга. ЭНС состоит из сотен миллионов нейронов, а длина её — около 9 метров. Две эти системы соединены блуждающим нервом, который проходит от ствола мозга вниз к брюшной полости. Ваш кишечник и головной мозг работают в тандеме, влияя друг на друга. Вот почему здоровье кишечника может оказывать такое глубокое воздействие на ваше психическое здоровье, и наоборот. Теперь очевидно, что рацион питания человека тесно связан с его психическим здоровьем. Например, классическая психиатрия ищет корень проблемы депрессии в химическом балансе мозга, но появляется все больше доказательств того, что все дело — в нарушении бактериального баланса ЖКТ. По итогам исследования, опубликованного недавно в журнале «Нейрогастроэнтерология и моторика», ученые пришли к выводу, что поведение мышей с нарушенной микрофлорой кишечника необычно и отличается высокой степенью риска, т.е. имеется прямое влияние на головной мозг. Помимо этого, нормальная микрофлора ЖКТ у новорожденных влияет на формирование метаболической, нейроэндокринной и иммунной систем организма.
И отвечающий за наше настроение серотонин, недостаток которого, как все уже знают, вызывает депрессию, находится, в первую очередь, именно в кишечнике и напрямую зависит от здоровья его микрофлоры. Наличие связи головного мозга с кишечником давно не вызывает сомнений, но последние исследования помогают лучше понять её суть. Механизмы, с помощью которых мозг и кишечник «сообщаются» между собой, понятны пока не полностью, но двунаправленная связь через вегетативную нервную систему, иммунную систему и гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковую ось (HPA) хорошо задокументирована. В исследовании, опубликованном в «Архивах общей психиатрии», рассматривались вопросы о связи психических проблем с отсутствием природных микроорганизмов в почве, пище и кишечнике. Было установлено, что молодежь в наши дни страдает депрессиями куда чаще, чем старшее поколение, и вполне вероятно, что дело именно в питании, в котором недостаточно полезных бактерий. В прошлом в рацион людей входило множество кисломолочных продуктов, но теперь их доля значительно упала. К тому же в продуктах промышленного производства все бактерии зачастую бывают убиты во имя более длительного хранения и защиты от болезнетворных микроорганизмов. Особенно отрицательно это влияет на детей, ослабляя как их иммунитет, так и выработку серотонина Авторы объясняют это так: «Исследования свидетельствуют, что эволюционные процессы поставили перед различными микроорганизмами (которых часто называют «старыми друзьями») задачу тренировать иммунную систему и бороться с несмертельными воспалительными агентами. Без такой подготовки у людей в современном мире значительно повышен риск увеличения числа неоправданных воспалительных реакций на неопасные антигены (что приводит к астме), безопасные компоненты продуктов и условно-патогенные микроорганизмы в кишечнике (что провоцирует воспалительные заболевания кишечника), а также само-антигенов (что вызывает различные аутоиммунные заболевания и аллергии). Потеря воздействия «старых друзей» может способствовать развитию сильной депрессии, повышая фоновый уровень депрессогенных цитокинов, и предрасполагать уязвимых людей в промышленно-развитых обществах к проявлению неоправданно агрессивных воспалительных реакций на психосоциальные стресс-факторы, что опять-таки приводит к росту депрессии». Исследователи рекомендуют для нормализации микрофлоры кишечника употреблять ферментированные продукты, в частности биойогурты. Сейчас бактериальные закваски для «живого» биойогурта уже можно найти и в Израиле — в магазинах природных продуктов и в интернете, и приготовить его самостоятельно с полным набором живых бактерий! В статье использованы данные исследования, описанного в данной публикации: https://onlinelibrary.wiley.com/doi/full/10.1111/j.1365-2982.2010.01620.x, и материалы сайта https://russian.mercola.com