22 января 2022 года 08:19 | последнее обновление произошло в 08:10 (МСК)
 
 
          18+
 
    

Астрахань — возрождение вольной республики. Почему был опасен Разин?

 Астрахань — возрождение вольной республики. Почему был опасен Разин?

27.11.2021 00:06   культура


350 лет назад, 27 ноября (по старому стилю) 1671 года по мосту, наведённому через реку Кутум, что омывает один из берегов острова, на котором расположен Астраханский Кремль, двинулись священнослужители. Под молебное пение они несли икону Богородицы «Живоносный источник в чудесех».
А за священниками шли вооружённые и готовые к бою полки московских стрельцов под предводительством воеводы Ивана Милославского. Едва войдя в Кремль, московские войска моментально заняли все стены, ворота и вообще все ключевые точки и позиции. Потому что город, конечно, сдался на милость, но бережёного Бог бережёт.
Так закончилось то, что в нашей историографии называется «Крестьянская война под предводительством Степана Разина». Астрахань, взятая Разиным ещё летом 1670 года, будучи своего рода столицей восставших, держалась до последнего.
Впрочем, на момент ноября 1671 года говорить о крестьянской войне, да ещё и под предводительством Разина, как минимум неаккуратно. «Удалой казак Степан Тимофеевич» был пленён ещё в апреле этого года, а в июне четвертован на Красной площади. Да и крестьян в Астрахани, последнем оплоте разинцев, не было по определению. И потому корректней будет принципиально иная формулировка. Например: «В ноябре 1671 года было окончательно подавлено сепаратистское движение казаков, нацеленное на отторжение от России устья Волги».
Если смотреть на ситуацию с этой точки зрения, то последующие события найдут логичное объяснение. Дело в том, что Астрахань сдалась не просто так. Восставший город держал осаду несколько месяцев, войска казаков делали небезуспешные вылазки, и сдачу обговорили на вполне почётных условиях — воевода Милославский гарантировал неприкосновенность всем, включая «главных воров», самым заметным из которых был один из ближайших сподвижников Разина, Фёдор Шелудяк. Самое интересное, что Милославский своё слово сдержал. Восемь месяцев, до самого лета 1672 года Шелудяк спокойно жил в Астрахани, как будто бы ничего и не было. То же самое можно сказать и относительно других участников движения. К ним не было применено никаких санкций — разве что принудили вернуть хозяевам награбленное. А так — живи себе, как знаешь. Многие, бежавшие было из Астрахани, вернулись, ожидая, что так оно и впредь будет продолжаться.
Но летом 1672 года из Москвы на воеводство в Астрахань приезжает князь Яков Одоевский. Ближний боярин царя. Рюрикович в XXIII колене. Имеющий тайный приказ провести как можно более подробное следствие.
И вот тут начинается зачистка города до состояния кровавой пустыни. Одоевский развернулся так, что проняло даже голландца Людвига Фабрициуса, который был свидетелем и начала, и разгара, и финала восстания. Разина он терпеть не мог, называл вором и разбойником, и надеялся на приход «крепкой царской власти». Вот что сделал представитель этой власти, согласно свидетельству голландца: «Свирепствовал он до ужаса: многих повелел, кого заживо четвертовать, кого заживо сжечь, кому вырезать язык из глотки, кого заживо зарыть в землю. И так поступали как с виноватыми, так и с невинными. Он настолько привык к людским мукам, что по утрам ничего не мог съесть, не побывав в застенке. Там он приказывал, не жалея сил, бить кнутом, поджаривать, вздымать на дыбу. Зато потом он мог есть и пить за троих... После такого длительного тиранства в городе не осталось в живых никого, кроме дряхлых старух да малых детей».
Как же так? Почему вдруг сначала царская милость, а потом — такой разворот?
Именно потому, что это действительно был не «русский бунт, бессмысленный и беспощадный», а самой настоящее сепаратистское движение, угрожающее территориальной целостности страны. Более того — движение, в общем и целом удачное, поскольку как минимум в своей столице восставшие сумели наладить жизнь не просто сносную, а очень даже неплохую — такую, что к ним стали тянуться и сбегаться люди из других краёв.
В 1670 году, когда Разин взял Астрахань, многие ожидали самого банального грабежа — а что ещё может устроить в покорённом городе «разбойник»? Однако грабёж приобрёл отчётливую форму попытки наладить социальную справедливость. Разин поступил в полном соответствии с чеканной фразой: «Взять всё, и поделить». Однако поделить не между своими «ближниками», а между всеми вообще. Имущество воеводы, крупных бояр, начальных людей, купцов и духовенства было свезено на Ямгурчев бугор. Каждый астраханец получал часть из этого добра. Каждый, даже тот, кто в это время не был в Астрахани. Например, работный человек Иван Стрела, занимавшийся во время дележа разделкой рыбы на учуге в Камызяке, получил свою долю в 24 алтына.
Это обеспечило лояльность населения. Причём не только «чёрного». Сравнительно безопасно чувствовали себя и купцы, и даже некоторые из дворян. Да, после взятия Астрахани Разиным было казнено несколько сотен человек. Конкретно — 441. Но, во-первых, это не сравнить с тем беспределом, что творился после визита в город князя Одоевского. А во-вторых, жизнь портового торгового города очень быстро вошла в спокойное мирное русло. Администрация Разина в лице атаманов Василия Уса, Ивана Терского и Фёдора Шелудяка, завела вполне достойные порядки: «Сидят чинно и правдолюбиво самозванные власти. Чинят суд и расправу по-божески и без утайки, да жалуют свое самодельное войско жалованием как положено. Торговля идет своим чередом, и гости иноземные не боятся приходить и уходить караванами».
Иными словами, карающая длань центральной власти опустилась на город не столько по той причине, что он был «столицей бунта», сколько потому, что возникла реальная опасность отделения провинции от центра. У новой администрации всё получалось, и дела шли неплохо.
Но не только потому. Тут есть ещё один момент, который не худо бы вспомнить.
Когда-то, давным-давно, в нынешней Вятской земле существовало особое государство с республиканским строем. Основано оно было выходцами из Великого Новгорода, речными разбойниками-ушкуйниками. Столицей республики был город Вятка, потом — Хлынов, потом — снова Вятка, сейчас — Киров. Это было довольно-таки беспокойное для соседей государство. Вятские ушкуйники то принимали у себя князей-изгнанников, страшащихся гнева Москвы, то наоборот — заключали с Москвой военные и политические союзы, а то и переходили под власть Казани. В 1489 году после серии карательных походов князю Ивану III Великому удалось сокрушить сопротивление города и стереть Вятскую республику с лица земли. Буквально. Знать была насильно переселена в Подмосковье.
А вот рядовые ушкуйники массово бежали. В Дикое поле — на Волгу и на Дон. Именно они и стали ядром того, что впоследствии назовут казачеством.
И когда «удалой казак Степан Тимофеевич» основал в низовьях Волги свою столицу, перед царём Алексеем Михайловичем встал призрак тех самых ушкуйников, самостоятельной республики, что когда-то грозила Москве... В общем, действия царя вполне понятны.

aif.ru

 

КОММЕНТАРИИ

 

КУЛЬТУРА

Адель отменила сегодняшний концерт в Лас-Вегасе

21.01.2022 23:17
Со слезами на глазах знаменитая певица сообщила поклонникам об отмене концерта.

На Украине демонтированный памятник Ленину выставили на аукцион

21.01.2022 11:06
Стартовая цена лота составляет около 14 тыс. долларов.

 

Робби Уильямс продает картины Бэнкси

21.01.2022 08:31
Всего три работы. Заявленная ожидаемая стоимость — 13,5 млн долларов.

Гимн США и «Хасбулат удалой» — одна и та же мелодия?

21.01.2022 08:02
Пишут, что мелодия гимна США полностью содрана с русской песни «Хасбулат удалой». И правда, один в один! Как это понимать?

 

Как британцы спасали Николая II?

21.01.2022 00:20
Правда ли, что британ­ская разведка планировала вывезти Николая II из России?

Ненастоящий Ленин. Как натурщик, с которого рисовали вождя, разбогател

21.01.2022 00:05
Ненастоящий Ленин. Как натурщик вождя сколотил себе состояние

 
    1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 

Книга в тему

«История средневековых развлечений. От куртуазных увеселений до карнавалов и праздников дураков»
Даркевич Владислав Петрович

Владислав Даркевич собрал в своей книге уникальный материал о развлечениях Средневековья. В разгульном мире карнавалов, где все наоборот, всенародно чествуют шутовского короля и епископа глупцов, представляют картины нестрашного ада и забавляются турнирами закованных в доспехи обезьян. Кто-то играет в «лягушку посередине», кто-то в «жучок», кто-то склонился над шахматной доской, а кто-то в азарте проигрывает последние деньги жуликам-наперсточникам. Перед нами проходят блестящие рыцарские кавалькады и процессии ряженых в масках животных и демонов, играют на всевозможных инструментах музыканты, кривляются шуты, демонстрируют трюки гимнасты и акробаты, идут по канатам эквилибристы, дают спектакли кукольники, фокусники и укротители диких животных… Многогранная культура средневековых увеселений предстает в книге Владислава Даркевича во всем ее блеске.
Владислав Даркевич (1935-2016) — доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник отдела средневековой археологии Института археологии РАН.
 

Партнёры

Другие новости